Предоставление жилья детям сиротам по закону в 2022 году

С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.

Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.

Сироте исполнилось 18. Что дальше?

Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.

Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.

В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.

Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.

Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.

«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.

Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.

При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.

Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее.

Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.

Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.

В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.

После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.

  • Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.
  • Предоставление жилья детям сиротам по закону в 2022 году
  • Мечты и планы выпускников

В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.

«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.

Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.

Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.

При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.

Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.

Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.

Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.

«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.

Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.

Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.

Предоставление жилья детям сиротам по закону в 2022 году

Постинтернатное сопровождение

Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.

В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».

После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.

Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.

«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.

Предоставление жилья детям сиротам по закону в 2022 году

Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.

Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.

Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».

В свою квартиру — из ПНИ

Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.

В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.

Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.

К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.

Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Публикации

Архив публикаций

 Предоставление жилья детям сиротам по закону в 2022 годуВ Новосибирской области с 2021 года начала работать новая схема решения квартирного вопроса для детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, — посредством жилищного сертификата. Теперь необязательно ждать пока администрация проведёт тендер и закупит на нём квартиру, выбор которой не зависит от будущего жильца. Новая схема позволяет выбрать «квадратные метры» самостоятельно, учитывая все нюансы, а также можно приобрести жильё большей площади, добавив собственные накопления или взяв ипотечный кредит. Подробнее о том, как воспользоваться этим предложением от новосибирских властей — в материале «Новосибирской Ассоциации Риэлтеров».

Областной закон «О социальной выплате на приобретение жилого помещения» был принят 14 июля 2021 года.

Им и была введена новая мера господдержки, которая предоставляется однократно гражданину, проживающему на территории Новосибирской области и попадающему под категорию «дети-сироты» или «дети, оставшиеся без родительской опеки».

Выплата производится только с согласия получателя. Средства закладываются в областном бюджете. Жилищный сертификат же подтверждает право на эту выплату, в нём же указывают и её размер.

Для обращения нужно, чтобы были соблюдены одновременно все критерии: возраст от 23 лет, включение в соответствующий список получателей из данной категории, заявитель не проходит по уголовному делу подозреваемым или обвиняемым, не имеет не снятой или не погашенной судимости, не состоит на учёте в нарко- или психдиспансере, а также в отношении заявителя нет вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности или признания оного недееспособным. И наконец, последние критерии: заявитель должен непрерывно, в течение шести месяцев до обращения за выплатой, осуществлять трудовую деятельность (или же быть ИП, самозанятым) и им же с местными властями должен быть урегулирован судебный спор об обеспечении жильём, если таковой имелся.

Чтобы воспользоваться предложением, нужно обратиться в орган местного самоуправления, в списки которого включён заявитель. Там он подаёт заявление о предоставлении социальной выплаты.

Потребуется паспорт и его копия, включая данные о регистрации, выписка из ЕРГН, из которой следует, что у заявителя нет жилья на праве собственности, справка об отсутствии судимости, справка из нарко- и психоневрологического диспансера, что заявитель на учёте не состоит, копия трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, копия документа, которая подтвердит регистрацию заявителя в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Если гражданин официально не трудоустроен, а, например, осуществляет уход за ребенком-инвалидом, он может предоставить копию документа, выданного отделением Пенсионного фонда о назначении ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам. К этому же случаю потребуется копия документа, выданного госучреждением медико-социальной экспертизы, подтверждающего установление несовершеннолетнему, за которым заявитель осуществляет уход, инвалидности.

Если у заявителя есть вступившее в силу решение суда по иску к властям о выделении жилья, потребуется заключить мировое соглашение, в котором будет дано согласие урегулировать спор «об обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения» через выдачу сертификата.

Ряд документов из списка гражданин предоставляет по собственному желанию, в противном случае орган власти запрашивает их сам, а это, как известно, дополнительные сроки. Те документы, которые необходимо запрашивать, также имеют «срок годности». Они должны быть получены не ранее чем за 30 календарных дней до дня представления в муниципалитет.

Получив документы, орган местного самоуправления проверяет достоверность данных и в течение 20 рабочих дней со дня регистрации принимает решение о предоставлении выплаты или отказе в ней. Далее в течение пяти рабочих дней с этого дня заявителю направляют соответствующее уведомление.

Если гражданин рассчитывает реализовать право на выплату в следующем календарном году (если в реестре очередников для него уже подошел срок), он должен подать заявление о предоставлении выплаты до 1 апреля текущего года. В 2021 году выплаты получат те, кто обратился до 15 августа 2021 года. Есть в законе уточнение: для реализации права в 2022 году, документы и заявление необходимо было представить до 15 сентября 2021 года.

До 25 мая ежегодно муниципалитет формирует список заявителей из тех, кто обратился до 1 апреля. Не позднее 1 июня текущего года список уходит в министерство. Исключение 2021 год — «реестр» формировали до 15 августа, и 2022 год — его сформируют из числа заявителей, обратившихся с 15 августа до 15 сентября 2021 года. Реестр заявителей должно ещё утвердить министерство.

Заявление на предоставление жилищного сертификата подается до 1 марта текущего года, а в течение 13 дней гражданин получит уведомление о принятом решении властей.

Документы потребуются все те же, что и в случае с заявлением на соцвыплату. Жилищный сертификат нужно получить в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.

Он действителен до 31 декабря, то есть в течение года, в котором он предоставлен.

За счёт средств жилищного сертификата на территории Новосибирской области можно купить жилое помещение — дом или квартиру общей площадью от 20 «квадратов», а размер социальной выплаты рассчитывают, исходя из 33 «квадратов» общей площади жилья и средней рыночной стоимости «квадрата» общей площади. Последний параметр утверждает Минстрой России ежеквартально. На третий квартал 2021 года для НСО ведомство утвердило показатель — 53948 рублей.

Стороной по сделке может быть как физическое лицо, так и юридическое. При этом помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

При покупке жилья можно сразу осуществить расширение и улучшение условий, добавив к сумме соцвыплаты собственные накопления, выделенный банком ипотечный кредит или же средства материнского капитала.

Есть оговорка: при использовании маткапитала, жилье обязательно должно быть оформлено «в общую собственность получателя и членов его семьи с определением размера долей по соглашению». При этом доля заявителя не должна быть меньше 20 «квадратов».

С использованием сертификата нельзя купить жилье, которое признано непригодным для проживания, или не отвечает требованиям к благоустройству, находится под обременением (например, сохранено право проживания третьего лица) или арестом. Нельзя купить квартиру и у родни — супруга, дедушек/бабушек, родителей, детей, а также полнородных и неполнородных братьев/сестер, двоюродных братьев/сестер, тети/дяди.

Если вы подпадаете под категорию получателей и в следующем году подходит ваша очередь, то вам следует обратиться в муниципалитет (по месту регистрации) с вышеуказанными документами.

После выбора квартиры, еще до регистрации перехода права, заявитель должен согласовать в мэрии Новосибирска (если покупатель прописан в столице региона и здесь реализует своё право) проект договора купли-продажи. Помимо проекта договора потребуется также копия выписки из ЕГРН на объект. При наличии представителей, нужны копии их доверенностей.

В Новосибирске обращаться нужно по адресу: Красный проспект, 34, каб. 620, e-mail: nfomina@admnsk.ru.

  • После госрегистрации перехода права на жилое помещение (но не позднее 15 декабря года выдачи сертификата) гражданин должен предоставить в муниципалитет уведомление, содержащее данные о госрегистрации с указанием адреса места нахождения, кадастрового номера и площади недвижимости.
  • Перечисление средств по жилищному сертификату проведут на счёт продавца в течение трёх рабочих дней со дня представления заявителем в муниципалитет:
  • — выписки из ЕГРН о регистрации права;
  • — подлинника договора купли-продажи и двух ксерокопий;
  • — ксерокопии расписки, которая подтверждает уплату разницы между размером сертификата и полной стоимостью жилья;
  • — копии доверенностей (если участвуют третьи лица, например, агент по недвижимости).

То есть следует помнить, что сумма из бюджета будет той, которая предусмотрена лимитом выплаты, а собственные накопления или заемные среда — это отдельный транш. С этим вопросом покупатель разбирается самостоятельно.

Пример: заявитель выбрал квартиру стоимостью 2 миллиона рублей. 100 тысяч рублей из своих средств он внес как предоплату до регистрации перехода, а порядка 1,5 миллиона рублей составила сумма по жилищному сертификату. Оставшиеся 400 тысяч рублей он покрыл или кредитом, или собственными накоплениями, но сделать это нужно до обращения за господдержкой.

Новая форма госпомощи в виде жилищного сертификата на сегодня возможна для 170 заявителей (такая сумма предусмотрена бюджетом). Номинал сертификатов составит 1 593 933 рубля.

Фото с сайта poltava.to

Вернуться в список

Просмотров 3779

Комментариев    0

Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья с 1 января 2021 года

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Дети-сироты смогут получить сертификат на приобретение жилья в собственность с 1 января 2021 года. Соответствующий законопроект подготовлен Минпросвещения и размещен во вторник на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Законопроектом предлагается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение за счет бюджета субъекта РФ в пределах бюджетных ассигнований, установленных на текущий финансовый год, выплаты для приобретения жилого помещения в собственность», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Предполагается, что закон выступит в силу с 1 января 2021 года, а выплата будет составлять 1,5 млн рублей.

Уточняется, что на данный момент очередь на предоставление жилья детям-сиротам составляет более 279 тыс. человек, у порядка 191 тыс. из них такое право уже наступило, но не реализовано.

Сейчас закон требует от властей регионов предоставлять повзрослевшим детям-сиротам, не имеющим жилья, благоустроенные жилые помещения. По данным Министерства просвещения РФ, на конец декабря 2019 года общая очередь на такое жилье составляла 277 тыс.

человек, а тех, кому уже исполнилось на 1 декабря 18 лет, — 186 тыс. Для того, чтобы одномоментно всех тех, кто стоит на очереди с 18 лет, обеспечить квартирами, потребуется 247 млрд рублей.

В 2019 году из бюджета на решение этой проблемы было выделено 7 млрд 100 млн рублей, со стороны регионов — порядка 28 млрд рублей.

Ранее вице-премьер Татьяна Голикова по итогам совещания по жилищным проблемам детей-сирот, которое прошло в декабре 2019 года, сообщала, что Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост премьер-министра, поручил разработать программу, рассчитанную на шесть лет, в результате исполнения которой должна быть полностью решена проблема с жильем для детей-сирот. Она также отмечала, что по итогам совещания дано поручение проработать вопрос не только обеспечения жильем в рамках социального найма, но и возможности предоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иных компенсационных выплат.

По данным мониторинга Счетной палаты, на недостаточный уровень финансирования в сфере обеспечения жильем детей-сирот указывают более 30% регионов. В Счетной палате отмечали, что в целом по РФ ситуация по обеспечению жильем детей-сирот не улучшилась, а установленные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ выполняются ненадлежащим образом.

В 2019 году Счетная палата предлагала в качестве одного из способов решения проблемы предоставлять жилищные сертификаты детям-сиротам, которые более 10 лет стоят в очереди на бесплатное жилье. Предполагалось, что их можно будет использовать для покупки жилья, улучшения жилищных условий или погашения ипотеки.

Информация об обеспечении жильем детей-сирот

По состоянию на 01 января 2021 г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включены 5 160 человек.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в Хабаровском крае (далее – край) осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 г.

№ 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае» и государственной программой «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хаба-ровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с 2005 года осуществляются за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации и частично субсидий из федерального бюджета.

Субсидии из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений субъектам Российской Федерации предоставляются в рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».  

За период исполнения указанных полномочий жилыми помещениями государственного жилищного фонда края по состоянию на 01 января   2021 г. обеспечены 2 475 гражданина из числа детей-сирот.

  • В целях повышения эффективности и результативности осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот распоряжением Губернатора Хабаровского края от 31 декабря 2017 г. № 775-р утвержден План мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в крае на
  • 2018 – 2022 годы,  включающих, в том числе и мероприятия направленные:
  • — на строительство жилых помещений для детей-сирот;
  • — на приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья;
  • Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот в крае распределены в следующим порядке.
  • Министерство строительства края осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета и средств краевого бюджета в целях строительства жилых помещений для детей-сирот.

По вопросу строительства жилых помещений для детей-сирот обращаться по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 32, тел.: (4212) 32-83-69

Министерство имущественных отношений края, как государственный заказчик на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, за счет бюджетных средств приобретает жилые помещения в собственность края.

По вопросу приобретения жилых помещений для детей-сирот обращаться по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 76, тел.: (4212) 40-25-11.

Министерство имущественных отношений края после приобретения или строительства необходимых жилых помещений направляет сведения о зарегистрированных правах собственности края в министерство жилищно-коммунального хозяйства для подготовки решений о предоставлении жилых помещений по договорам найма.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства края является специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края.

По вопросу предоставления жилых помещений детям-сиротам обращаться по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71, каб. 116, 119, приемные дни: среда с 14.00 до 17.30, тел.: (4212) 31 42 33, (4212) 31 29 11, эл. почта: office@adm.khv.ru.

Министерство образования и науки края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере образования и науки, а также полномочия по организации и осуществлению в крае деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также осуществляет полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в образовательных организациях (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях).

Органы опеки и попечительства являются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Информацию о территориальных структурных подразделениях опеки и попечительства Вы можете получить на сайте Управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки края: https://opeka.khabkrai.ru/contents/pages/10/.

По вопросам социальной поддержки граждан обращаться по адресу:

г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 72, тел.: (4212) 32-73-68.

  1. Социальная выплата на приобретение жилого помещения.
  2. Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 года № 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) предусмотрено, что лица, достигшие возраста 23 лет, которые включены в список, при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, имеют право на однократное получение социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения, расположенного на территории любого муниципального образования края (далее – социальная выплата).
  3. Социальная выплата предоставляется детям-сиротам, включенным в список и достигшим возраста 23 лет, исходя из объема средств, предусмотренных в краевом бюджете на эти цели в соответствующем году.

Перечень необходимых документов, порядок и сроки предоставления социальной выплаты определен в статье 5.2. Закона.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 07 февраля 2014 г. № 25-пр утвержден порядок назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Информацию по данному вопросу можно получить в министерстве социальной защиты населения Хабаровского края по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 67, тел.: 32-65-43.

Светлана Орлова: для решения проблемы обеспечения жильем детей-сирот нужно участие всех уровней власти

«Бывшие воспитанники детских домов пытаются решить свои жилищные проблемы в судах. В результате сегодня в 12 регионах жилье предоставляется исключительно по судебным решениям.

Однако наличие решения суда не приближает бывших сирот к получению законной квартиры. Количество неисполненных судебных решений за 2018-2019 годы выросло более чем на 3 тыс. и составило 26,1 тыс.

», – добавила аудитор.

Светлана Орлова обозначила основные системные проблемы, выявленные Счетной палатой, и предложила пути их решения: 

1. Отсутствие единой скоординированной политики и недостаточное использование имеющихся ресурсов и возможностей

В существующей системе учета нет сведений, характеризующих «социальный портрет» ребенка-сироты. Это не позволяет принимать обоснованные решения для выделения жилой площади, ориентированной на потребности конкретного человека. «Необходима доработка дополнительных модулей системы для проведения комплексного мониторинга», – считает Светлана Орлова. 

2. Отсутствие в регионе подходящего жилья

Увеличение средств на обеспечение детей-сирот жильем должно коррелироваться с наличием в регионе подходящих жилых помещений и возможностями их приобретениях органами власти. Если это соответствие есть, то и государственные гарантии реализуются успешно.

Однако пока не все регионы ведут активное строительство жилья, соответствующего установленным требованиям. «Выход здесь видится в закупке квартир на вторичном рынке. При этом необходимо упрощение процедуры закупки.

Возможным путем решения проблемы может стать образование в регионах фонда социального арендного жилья», – отметила аудитор. 

3. Неиспользование возможностей имеющегося невостребованного жилищного фонда

Ни в одной информационной системе, ведущей учет нуждающихся в получении жилья, нет единой сводной информации о свободном жилом фонде (федерального, регионального и ведомственного уровней), который можно использовать для обеспечения граждан, в том числе детей-сирот, жилыми помещениями.

При этом в стране такой свободный жилой фонд имеется. «В ходе проверки Счетная палата совместно с Минобороны России выявила 508 не востребованных военнослужащими жилых помещений, которые могут быть переданы регионам для обеспечения жильем детей-сирот.

Все квартиры пригодны для проживания, расположены в районах с развитой социальной инфраструктурой», – сообщила Светлана Орлова. 

4. Предоставление жилья сиротам только в том регионе, где они стоят на учете

Если у региона или муниципалитета нет возможности предоставить жилье, дети-сироты годами стоят на учете, но не могут получить жилье в другом регионе «При этом есть регионы со свободным жильем, развитой социальной инфраструктурой и потребностями в трудовых ресурсах. В первую очередь это Дальний Восток, Байкальский регион, территории опережающего развития», – подчеркнула Светлана Орлова. 

5. Медленное внедрение новых технологий в области обеспечения сирот жильем

Есть практики, о которых регионы не всегда знают.

Например, в Московской области отсутствие задолженности жилья перед детьми-сиротами достигается не только достаточным финансированием, но и четко отлаженным механизмом, позволяющим заблаговременно планировать бюджетные расходы. На каждого ребенка составляются дорожные карты. Есть полное понимание когда, где и какую квартиру получит гражданин при выпуске из интернатного учреждения. 

В Приморском крае отрабатывается технология предоставления сиротам, достигшим 25 лет, «сертификата» на приобретение жилого помещения в собственность на всей территории Приморского края. «Данная технология является наиболее предпочтительной для ликвидации задолженности перед лицами, старше 23 лет, – подчеркнула Светлана Орлова.

 – При этом расчет стоимости «жилищного сертификата» должен проводиться в субъектах Российской Федерации по единой, установленной на федеральном уровне, методике. Источником финансирования до полной ликвидации задолженности может стать федеральный бюджет.

Для обеспечения жильем состоящих на учете 68,4 тысяч лиц из числа детей-сирот старше 23 лет, потребуется порядка 94,3 млрд рублей».

Подводя итоги выступления, Светлана Орлова отметила, что Счетная палата продолжит мониторинг этой чувствительной темы, а также рассказала о мерах, принятых Правительством по итогам нашей работы.

«По нашей инициативе в декабре 2019 года Председатель Правительства Российской Федерации провел совещание, по итогам которого поставлена задача до 2025 года ликвидировать задолженность перед детьми-сиротами старше 18 лет, накопившуюся на 1 января 2020 года.

Принято решение о дополнительном выделении из федерального бюджета на данные цели в 2020 году 2,3 млрд рублей с последующим увеличением объемов финансирования. Также дано поручение о включении мероприятий по предоставлению жилья детям-сиротам в госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Одновременно поставлен вопрос о повышении ответственности регионов за исполнение полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мы считаем, что решение проблемы возможно в двух направлениях. Первое – это все-таки добиться того, чтобы те, кому в этом году исполняется 18 лет, получили жилье в плановом порядке.

Второе – сделать отдельную программу для тех, кому уже есть 18 лет и они не получили жилье своевременно. И не допускать нарастание задолженности», – подытожила аудитор.

Краснодарский край планирует направить почти 3 млрд рублей на приобретение жилья для детей-сирот в 2022 году

Событие:

Реализацию региональной программы «Дети Кубани» обсудили на совещании вице-губернатора Анны Миньковой с заместителями глав муниципалитетов по соцвопросам.

– Мы увеличиваем финансирование программы, потому что цены серьезно выросли. Подготовили ряд предложений на имя губернатора по изменению параметров реализации этой программы. Появится срок – 1 декабря, к которому мероприятия должны быть завершены. Передавать жилье детям-сиротам в конце года неправильно, – сказала Анна Минькова.

В 2022 году планируют приобрести не менее 1200 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На эти цели выделили 2,3 млрд рублей, из них 307 млн рублей – федеральные средства.

  • На ближайшей сессии ЗСК, как ожидается, выделят еще 1 млрд рублей из краевого бюджета.
  • В 2021 году на Кубани обеспечили жильем 1528 человек, финансирование составило 2,4 млрд рублей.
  • Вице-губернатор призвала муниципалитеты по возможности приобретать квартиры в тех же территориях, где уже живут люди – не все готовы к переезду.
  • Районы уже начали работу для своевременного заключения контрактов.

Еще одной темой совещания стала подготовка к государственной итоговой аттестации школьников. Весной и летом экзамены будут сдавать 24,5 тыс. учеников 11-х классов и более 64 тыс. девятиклассников.

Всего на Кубани будет работать 335 пунктов для проведения ОГЭ и 135 – для ЕГЭ.

Их число по сравнению с прошлым годом увеличится на 31 и 4 соответственно, поскольку выпускников с каждым годом становится больше.

– До старта государственной итоговой аттестации выпускников остается не так много времени. Уже через два месяца начинается досрочный период сдачи ЕГЭ – с 21 марта. Нужно максимально качественно подготовиться к нему. «Омикрон» станет для нас новым вызовом. Прошу до конца недели перепроверить, чтобы школы были обеспечены всем необходимым, – сказала Анна Минькова.

Как проинформировала министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева, проведение ГИА организуют в допандемийном формате при строгом соблюдении требований эпидбезопасности.

В 2022 году появились новые федеральные требования к организации государственной итоговой аттестации. Краснодарский край переходит на новую технологию получения экзаменационных материалов по защищенному каналу в день проведения экзаменов, а также сканирование экзаменационных работ в аудитории по завершении ЕГЭ. Регион выделил муниципалитетам 72 млн рублей на закупку сканеров.

Пресс-служба администрации Краснодарского края

Жилье детям-сиротам: новый законопроект 2022 года и действующее законодательство

Главная
› ДЕТИ

08.10.2020 ???? 1 637

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ.

Однако общие нормы установлены на федеральном уровне.

В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Когда положено жилье детям-сиротам

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность).

По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Порядок действий

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  1. Подготовить перечень документов.
  2. Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  3. Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Справка! Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Перечень документов

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Куда подавать документы?

Как правило органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства.

Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению.

В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  1. Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  2. Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  3. Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  4. Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Новый законопроект о жилье детям-сиротам 2020 года

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.

По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:

  • наличие одного или нескольких детей;
  • достижение возраста 23 лет;
  • постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
  • отсутствие долгов по налогам и сборам;
  • надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
  • отсутствие судимости;
  • наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.

Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.

Заключение


Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав. Самостоятельно справиться с такой задачей под силу не каждому, поэтому консультация и сопровождение опытного юриста необходимы в подобных делах.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *