Деятельность уголовно исполнительных инспекций по исполнению наказаний

Если наказание лиц, преступивших закон, не связано с изоляцией их от общества, это не означает, что они предоставлены сами себе. Все сферы жизни правонарушителей строго контролируются. Обеспечить выполнение определенного судом наказания обязана уголовно исполнительная инспекция.

Что это за структура в рамках УФСИН?

В компетенцию Управления Федеральной службы исполнения наказаний входит выполнение множества правоприменительных функций. В ее юрисдикции вся система контроля жизни нарушителей закона, как в изоляции, так и вне специальных исправительных учреждений.

Для нормального функционирования в рамках УФСИН созданы подразделения, каждому из которых не вменяется всеобъемлющих задач. Они ведают только одним определенным спектром в системе осуществления исполнения наказаний.

Например, уголовно исполнительная инспекция отвечает за исправление граждан, нарушивших закон, но не лишенных судом свободы.

Уголовно исполнительная инспекция – это одно из подразделений общей структуры УФСИН. Ее функции сводятся к обеспечению надзора за жизнью и работой правонарушителей, не изолированных от общества, но несущих определенную опасность для его законопослушных членов.

Кого контролирует УИИ?

Полномочия и задачи Уголовно исполнительной инспекции, как понятно из определения, сводятся к полномасштабным действиям по выполнению предписаний суда. В частности, они касаются мер, направленных на исправление нарушителя закона, но не связанных с изоляцией его от общества. В зоне ее ответственности граждане, наказание которых сводится к следующим мерам:

  • Лишению свободы условно.
  • Ограничению свободы.
  • Отсрочке наказания фактической изоляцией.
  • Лишению права занимать определенные должности и заниматься определенными видами деятельности.
  • Исправительным работам.
  • Обязательным работам.

В компетенции надзорного инспектора и контроль поведения и содействие в адаптации в правовом обществе лиц, уже отбывших наказание в закрытых учреждениях.

Конкретные обязанности инспекторов

Вслед за тем, как судебное решение по делу правонарушителя приобрело законную силу, приговор направляется в УИИ.  Осуществление контроля его выполнения осужденным вменяется в обязанность сотрудников этого ведомства.

  • После прибытия документов осужденного, инспектор вызывает его для предварительной беседы. В ней он разъясняет правила поведения, обязательства и права подконтрольного лица, и порядок посещений Уголовно исполнительной инспекции для периодической регистрации.

График этих посещений регулирует должностное лицо исходя из соображений уровня жесткости необходимого контроля. Менять его вправе сам инспектор.

  • Надзирающий сотрудник ведет количественный учет подконтрольных граждан и несет персональную ответственность за поведение своих «подопечных».
  • В ходе профилактических бесед он настраивает осужденного на жизнь, ориентированную на общегражданские нормы. А штатный психолог помогает решать проблемы психологического характера. Одновременно он определяет потенциальную опасность осужденного с точки зрения возможности повторного нарушения законодательства.

Полномочия сотрудника УИИ охватывают все сферы жизни правонарушителя.

Но по отношению к разным группам осужденных его координирующие действия имеют особенности.

Контроль жизни условно осужденных

Замена фактического лишения свободы в исправительном учреждении условным сроком означает, что нарушитель закона продолжает жить и трудиться в обществе законопослушных граждан. За испытательный срок он должен своим поведением доказать, что он исправился и может жить в правовом поле.

  1. После стандартной процедуры регистрации в уголовно исполнительной инспекции и разъяснения обязанностей и прав осужденного, служащий УИИ предупреждает его об ответственности за нарушение правил. Правила эти касаются ежедневной жизни и содержат следующие требования:
  • – не покидать населенный пункт в продолжение испытательного срока;
  • – не менять место пребывания по регистрации и постоянного жительства без ведома инспектора;
  • – работать на предприятии, устроится на которое сам осужденный, либо при помощи инспектора. Служащий УИИ, в свою очередь, обговаривает с работодателем обязанности нового сотрудника на рабочем месте, его выходные дни и график ежегодных отпусков;
  • – восстановиться на месте учебы;
  • – воздерживаться от употребления спиртных напитков и наркотических средств;
  • – находиться дома в промежуток времени, определенный инспектором УИИ (например, от 22 часов вечера до 8 часов утра);
  1. Определяется график посещения гражданина УИИ с целью регистрации.
  2. Проводится профилактическая беседа. Такие беседы ведутся в продолжение всего поднадзорного периода. Сотруднику УИИ помогает штатный психолог.
  3. Сотрудник Уголовно исполнительной инспекции постоянно держит на контроле осужденного, как в трудовой, так и в семейной жизни. Для этого он может в любое время нанести визит на место работы правонарушителя, в учебное заведение или домой. Цель посещений – убедиться, что процесс перевоспитания проходит нормально, без нареканий. В ходе посещений он беседует с работодателем, непосредственным начальником, преподавателями, домочадцами осужденного, опрашивает соседей и коллег.
  4. Если имеются нарекания к его работе, либо он вообще игнорирует условия жизни и работы на испытательном сроке, инспектор принимает меры дисциплинарного характера. Для начала проводится беседа, и выносится предупреждение. При этом могут ужесточиться требования к правонарушителю. А если нарушения носят постоянный характер, либо имеет место повторное преступление, инспектор должен направить в судебный орган представление о пересмотре решения и замене условного варианта наказания реальным.
  5. В компетенцию сотрудника уголовно исполнительной инспекции входят первичные розыскные мероприятия, если преступник скрылся с места отбывания наказания и жительства.
  6. Кроме этого, инспектор держит на контроле судебный запрет гражданину, нарушившему закон, занимать какие-либо должности и заниматься конкретными видами деятельности.

То же самое касается лиц, остающихся на свободе из-за отсрочки наказания в виде лишения свободы. Это обычно беременные женщины или матери с малолетними детьми (до 14 лет), а также мужчины, воспитывающие малолетних детей в отсутствии матери или родственников, способных о них позаботиться.

На нашем сайте можно получить более подробную консультацию специалиста в круглосуточном режиме.

Надзор за гражданами, отбывающими наказание в виде домашнего ареста

Такая мера наказания подразумевает строгие ограничения в жизни осужденного, связанные с определенными запретами.

В частности, это касается запрета покидать жилое помещение, пользоваться мобильным телефоном и другими средствами связи с выходом в интернет. Это делается для того, чтобы исключить его общение с другими фигурантами его дела.

Для облегчения работы по постоянному контролю нахождения поднадзорного на определенной площади, применяются разные средства.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  1. Телефон в Москве и Московской области: +7 (495) 266-02-45
  2. Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 603-78-25
  3. Бесплатная горячая линия по всей России: 8 (800) 301-39-20
  • На нарушителя надевается электронный браслет, способный в любое время уведомить контролирующего инспектора о нарушении поведения осужденного.
  • МКУ – устройство, которое носится совместно с браслетом и позволяет определять местонахождение человека по спутниковой связи.
  • Стационарное устройство, подающее сигналы при попытке сужденного снять браслет и покинуть место отбывания наказания.

Обычно это касается покидания места домашнего ареста. Если это случилось, инспектор инициирует розыскные мероприятия.

Надзор за обязанными выполнять исправительные и общественные работы

Инспектор, в соответствие с решением суда, регулирует следующие моменты:

  • Определяет место прохождения общественных работ обычно муниципальная власть. Совместно с сотрудником Уголовно исполнительной инспекции определяются условия работы и количество часов ежедневной отработки.

После этого уведомляется сам осужденный о месте и времени явки на отработку.

  • Исправительные работы правонарушитель может проходить и на основном месте трудоустройства. В этом случае часть ежемесячного заработка перечисляется в государственную казну. Обычно это не более 20%.
  • Общие правила для всех отбывающих трудовую повинность:
  • – приходить на работу своевременно и в трезвом состоянии;
  • – исключить пропуски без уважительной причины;
  • – не игнорировать указание руководства;
  • – посещать УИИ по первому требованию надзирающего инспектора для профилактической беседы, для регистрации или для дачи объяснений, если имело место нарушение трудовой дисциплины.

Надзор за гражданами, вернувшимися из мест лишения свободы

Прежде всего, деятельность инспектора УИИ сводится к помощи бывшего заключенного в период адаптации в правовом обществе. После постановки на учет, сотрудник беседует с человеком, узнает его планы на будущее и готовность жить и работать честно. Возможно привлечение штатного психолога с целью выявления необходимости психологической адаптации бывшего заключенного.

Затем инспектор уведомляет его о необходимости скорейшего трудоустройства. Если необходимо, оказывает содействие в этом.

Кроме помощи, сотрудники уголовно исполнительной инспекции проводят полномасштабные мероприятия по контролю жизни и работы бывшего заключенного.

Надзор за несение совмещенных наказаний

Если вердикт суда содержит в себе несколько видов наказания правонарушителя, то инспектор совмещает контролирующие функции.

Пример. Гражданин Наумов осужден за умышленную порчу оборудования на предприятии. Вердикт суда – условный  срок заключения 1 год (что означает 2 года испытательного срока) и исправительные работы. Инспектор обязан совместить контролирующие мероприятия по отбыванию наказания в виде исправительных работ с остальными аспектами жизни с учетом испытательного срока.

Читайте также:  Как сделать временную прописку взрослому, ребенку

Помощь осужденным гражданам со стороны надзирающего инспектора

В функции уголовно исполнительной инспекции входит не только надзорные и контролирующие мероприятия.

Одним из приятных моментов является то, что инспектор может ходатайствовать перед судом о смягчении мер уголовно – правового воздействия на гражданина, который отлично зарекомендовал себя. Это может быть как просьба о сокращении, так и о полном снятии судимости.

Это является дополнительным стимулом для правонарушителей, желающих поскорее отбыть наказание и вернуться к жизни без контроля и надзора.

Ответственность поднадзорных граждан

Конкретные нормы поведения и обязательства осужденных определяются инспектором Уголовно исполнительной инспекции исходя из характера их наказания. Обязанности всех групп сводятся к соблюдению общих правил. Прежде всего, это соблюдение трудовой дисциплины и поведение в быту. О желании правонарушителя исправиться говорят следующие моменты:

  • Он имеет только положительные отзывы от руководства предприятия, на котором трудится.
  • Положительно характеризуется по месту учебы. Участвует в общественной жизни предприятия или учебного заведения.
  • Соблюдает режим посещения УММ для регистрации, не уклоняется от бесед надзирающего сотрудника и участкового полицейского.
  • Ведет трезвый образ жизни.
  • Не пропадает из поля зрения контролирующих органов.

Взаимодействие уголовно исполнительной инспекции и МВД

Правоохранители для выполнения своей работы наделены широкими полномочиями. Но на деле часто встречается ситуация, когда нагрузка на каждого инспектора УИИ превышает его возможности.

Отчасти из-за этого, а отчасти для проведения наиболее качественной работы по профилактике правонарушений, сотрудники уголовно исполнительной инспекции работают в тесном взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел. В частности, с участковыми уполномоченными. Ведь главная задача и тех, и других – превентивные меры по профилактике правонарушений.

Две эти структуры проводят совместные рейды по местам возможного проведения досуга поднадзорных граждан, посещения адресов с целью выявления лиц, не находящихся дома в ночное время. По месту домашнего ареста посещения возможны в любое время суток.

Особенно эта практика приносит хорошие плоды в местности, где расположено много населенных пунктов. Охватить контролем всех дислоцирующихся там лиц, отбывающих условные сроки наказания, гораздо легче при действенной помощи сотрудника МВД.

Обжалование действий инспекторов УИИ

  1. К сожалению, бывают и случаи злоупотреблений служебными полномочиями со стороны сотрудников УИИ.
  2. Если имеют место нарушения прав поднадзорных граждан со стороны сотрудника уголовно исполнительной инспекции, следует подать жалобу в прокуратуру того района, в котором находятся инспектор и его «подопечный».
  3. Жалоба составляется по определенному образцу.

  4. В правом верхнем углу указывается:
  • – название органа, в который направляется документ;
  • – данные осужденного (ФИО, где состоит на учете, каким судом осужден, по какой статье и на какой срок);
  • – номер телефона для связи.

Далее прописывается слово ЖАЛОБА и ФИО лица, конкретного инспектора, на которого направляется жалоба.

Подробное описание обстоятельств возникновения конфликтной ситуации. Нужно изложить факты неправомочных (с точки зрения осужденного) действий инспектора.

Если имели место невыполнимые требования, притеснения со стороны должностного лица, необоснованное ужесточение условий прохождения наказания – все это надо подробно описать и обосновать.

Например, инспектор направил на общественные работы, связанные с повышенной опасностью для беременной женщины и ее будущего ребенка. Или определенный вид работ не позволяет выполнять хроническое заболевание, инвалидность осужденного, и т.д.

  • Далее помещается просьба провести проверку деятельности данного инспектора УИИ и способствовать устранению и злоупотреблениям с его стороны.
  • Дата и подпись.
  • К жалобе приобщаются копии всех возможных документов, подтверждающих слова гражданина.

Жалоба рассматривается в течение 30 дней с даты подачи. Если факты подтверждаются, к сотруднику применяются меры дисциплинарного характера.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта. Для этого воспользуйтесь формой ниже или обратитесь непосредственно в чат к специалисту в правой части экрана.

Профилактика повторного преступления лиц УИИ

Кто состоит на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях?

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют следующие виды уголовных наказаний:            обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Осуществляется контроль за исполнением судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога, запрета определённых действий.

Как много лиц проходит по учётам уголовно-исполнительной инспекции у нас в республике?

По состоянию на 1 декабря 2020 года на учёте состояло около 5,3 тыс. осужденных и лиц, находящихся под домашним арестом. За 11 месяцев 2020 года прошло более 8800 осужденных без изоляции от общества и свыше 140 обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

Для сравнения во всех исправительных учреждениях республики в настоящее время отбывает наказание всего 2200 осужденных к реальному лишению свободы.

Сколько ими совершено преступлений? Каковы основные причины их совершения?

За 11 месяцев текущего года осужденными, состоящими на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции, совершены 134 повторных преступления.

Проведённый анализ показал, что из числа лиц, совершивших в этом году повторные преступления после постановки на учёт в УИИ, почти половина (45%) ранее судимы 2 и более раз, более 80% — не имеют постоянного места работы, больше 40% лиц совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. Практически 2/3 преступлений относятся к преступлениям против собственности, подавляющее большинство из которых это кражи.

  • Какую ответственность несёт лицо, состоящее на учёте в уголовно-­исполнительной инспекции, за совершение преступлений?
  • Если говорить о последствиях за совершение преступления, то это безусловное привлечение к уголовной ответственности.
  • На примере лиц, осуждённых к лишению свободы условно (это наиболее распространённая категория подучётных лиц), в случае совершения ими в течение испытательного срока преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.

В случае совершения условно осуждённым в течение испытательного срока умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления суд отменяет условное осуждение и назначает ему наказание уже в виде реального лишения свободы. При этом ко вновь назначенному наказанию частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.

То есть лицо на определённый, как правило, длительный срок направляется в исправительные колонии различного режима.

  1. А если лицо нарушает общественный порядок или допускает иные нарушения условий отбывания наказания?
  2. На примере осуждённых условно: за нарушение общественного порядка, за которое осуждённый был привлечён к административной ответственности, суд по представлению УИИ может продлить испытательный срок.
  3. За систематическое, то есть совершение в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором.
  4. То же самое в отношении других категорий осуждённых без изоляции от общества.
  5. Так, за нарушение осуждённым к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания УИИ предупреждает его об ответственности, а в отношении осуждённых, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ принудительными работами или лишением свободы.
  6. При этом злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается не только осуждённый, скрывшийся от отбывания наказания, но и более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину.
  7. Нарушением порядка и условий отбывания осуждённым исправительных работ являются:
  8. — неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;
  9. — неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
  10. — прогул или появление на работе в состоянии опьянения.
  11. За указанные нарушения инспекция объявляет ему предупреждение, также может обязать его до двух раз в месяц являться в УИИ для регистрации.
  12. В случае повторного нарушения, а также при отсутствии сведений о местонахождении осуждённого, он признается злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ и в отношении такого лица инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ направляет в суд представление принудительными работами или лишением свободы.
  13. За 11 месяцев этого года судами республики по представлениям уголовно­-исполнительной инспекции вынесено 256 решений о замене либо отмене наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на реальное лишение свободы.
  14. Какие права имеются у лиц, осуждённых к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, как до них доводится эта информация?
  15. В соответствии с положениями Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой приказом Минюста России, в день явки осуждённого инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой разъясняет:
  16. — порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления;
  17. — осужденному к обязательным работам, исправительным работам право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора при наличии определенных оснований;
  18. — осужденному к исправительным работам — право обращения в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения;
  19. — условно осужденному — порядок исполнения возложенных судом обязанностей, последствия их невыполнения, ответственность за нарушение общественного порядка, возможность отмены условного осуждения и снятия с него судимости;
  20. — осужденному, не имеющему документов, удостоверяющих личность, — о необходимости обращения в органы внутренних дел по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации;
Читайте также:  Соглашение об уплате алиментов: образец, когда признается недействительным

— права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжёлом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).

Немаловажная составляющая работы по предупреждению повторных преступлений осужденных без изоляции от общества — социальная помощь. Какая работа проводится УИИ в этом направлении?

В прямом смысле УИИ не являются субъектами оказания такой помощи осужденным, для этого существуют уполномоченные на то органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Также социальную поддержку и помощь оказывают общественные объединения и иные организации.

Вместе с тем при участии УИИ подучетным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается разноплановая помощь:

— содействие в трудоустройстве, приобретении профессии, получении медицинской помощи, восстановлении утраченных документов;

— получении материальной помощи, решении жилищных проблем, организации летнего отдыха несовершеннолетних осужденных, получении психологической и иной помощи (организация досуга, получение образования и прохождение профессионального обучения и др.).

  • Таким образом, деятельность УИИ в рамках организации социальной работы с подучетными лицами проявляется в:
  • — разъяснении осужденным их прав, реализация которых влияет на исполнение наказания;
  • — правовом информировании, в частности, доведении информации об адресах и возможностях организаций социальной защиты, расположенных по месту жительства осужденного, содействие в получении психологической и иной помощи, в трудоустройстве;

— информировании других субъектов о необходимости оказания адресной помощи осужденному в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем и т.д.

Осужденным может быть оказана психологическая помощь. Заключено соглашение Центром социально-психологической поддержки семьи и молодежи, филиалы которого имеются во многих районах республики.

  1. Что делать осужденному без изоляции от общества, у которого нет работы?
  2. Во-первых, необходимо озвучить указанную проблему инспектору УИИ при первоначальной беседе либо в любой другой момент во время нахождения лица на учете.
  3. В настоящее время уголовно-исполнительной инспекцией совместно с органами занятости населения проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня трудоустройства осужденных.

Постоянно проводятся мероприятия по обеспечению трудовой занятости осужденных совместно с Государственным комитетом по занятости населения Республики Саха (Якутия), ГКУ «Центр занятости г. Якутска».

В частности, реализуется пилотный проект «Труд — путь к новой жизни» в трех центрах занятости населения в Хангаласском и Ленском районе и городе Якутске.

Проводятся Ярмарки вакансий для осужденных без изоляции от общества и лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Представители Центра занятости населения информируют желающих трудоустроиться об оказываемых государственных услугах и о возможностях прохождения профессионального обучения, порядке составления резюме.

  • Также можно пройти обучение в профессиональных образовательных организациях в рамках реализации подпрограммы «Содействие деятельности уголовно-исполнительной системы и социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, а также лиц, осужденных без изоляции от общества» Госпрограммы республики по профилактике правонарушений на 2018 — 2022 годы.
  • В текущем году организовано обучение 17 осужденных в профессиональных образовательных организациях Республики Саха (Якутия): в Якутском технологическом техникуме сервиса, Якутском индустриально-педагогическом колледже, Алданском политехническом техникуме.
  • Законом Республики Саха (Якутия) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» установлены квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, состоящие на учете уголовно-­исполнительных инспекций. 

Осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, в большинстве своем также имеют право на организацию своего бизнеса.

В Якутске и ряде районов имеется многофункциональный центр «Мой бизнес», где организована инфраструктура государственной поддержки, в том числе для начинающих предпринимателей, которые могут там: оформить и зарегистрировать свой бизнес, получить выписку из ЕГРЮЛ, консультацию по бизнесу, образовательные услуги, оформить льготный кредит и сдать упрощенную налоговую декларацию.

Процесс ресоциализации осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, зависит в первую очередь от самого осужденного, от его желания прекратить заниматься преступной деятельностью, вернуться в семью, общество, учиться, работать.

Прокуратура Сунтарского района

678290, с. Сунтар, пер. Некрасова, 1,

prokuratura@suntar.sakha.ru

  1. Прокуратура Сунтарского района
  2. ПРИЧИНЫ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И КАК ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

с. Сунтар, 2021 год

Условное осуждение: контроль за поведением осужденных и их ответственность

  • Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих — командованием их воинских частей.
  • В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.
  • Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.

В случае неисполнения условно осужденным указанных в ч. 4 ст.

188 УИК РФ требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление.

Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию или командованию воинской части.

При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности.

Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Версия для печати

Что такое уголовно-исполнительная инспекция?

Деятельность уголовной исполнительной инспекции направлена на контроль и выполнение предписаний суда в части вынесенных обвинительных приговоров. Полномочия структуры распространяются на случаи, когда карательные меры не предполагают реального тюремного заключения. Функции, права, обязанности инстанции в полной мере регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом РФ.

Читайте также:  Как предоставляется отсрочка отбывания наказания осужденным по уголовным делам женщинам и больным наркоманиейЮридические Советы

Задачи и особенности работы

Уголовно-исполнительная инспекция – государственный орган, включенный в структуру ФСИН, подведомственную Министерству юстиции РФ. Основной функцией учреждения выступает реализация обвинительных приговоров, вынесенных судами в отношении лиц, свершивших преступные деяния.

Важно! Главная особенность деятельности УИИ заключается в надлежащем воплощении карательных мер, не предполагающих изоляцию осужденных от общества. Дополнительно инспекция осуществляет надзор за гражданами, исполняющими соответствующее наказание, и контролирует выполнение ими судебных предписаний.

Если рассматривать более конкретно, чем занимается уголовно-исполнительная инстанция, то задачи ее заключаются в следующем:

  • исполнение карательных мер, имеющих вид работ исправительного либо обязательного характера;
  • выполнение санкций, лишающих человека права занимать должности в рамках некоторых направлений либо заниматься определенной деятельностью;
  • надзор за лицами, получившими отсрочку реализации судебного приговора, если на их иждивении находятся несовершеннолетние;
  • воплощение такой санкции, как ограничение свободы;
  • проверка поведения лиц, в отношении которых приведена в действие отсрочка исполнения вердикта суда по причине лечения от наркотической зависимости;
  • контроль условно осужденных.

Сейчас в границах страны действует более 2500 исполнительных инспекций. Их разделение производится на основе территориального признака. Реализация каждого конкретного наказания, не связанного с заключением, осуществляется непосредственно по месту жительства осужденного.

Права и обязанности инспекции

Деятельность УИИ в полном объеме регламентирована Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Перечень обязанностей раскрыт в ст. 54 указанного свода законов.

Инспекторам вменяются следующие обязанности:

  1. Учет граждан, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначены карательные меры.
  2. Ознакомление осужденных лиц с регламентом отбытия наказания. Разъяснение сопутствующих условий и требований к поведению в период его исполнения.
  3. Организация воспитательных мероприятий.
  4. Определение и согласование с администрацией мест для выполнения обязательных, исправительных работ.
  5. Наблюдение за поведением осужденных на месте трудовой деятельности, учебы.
  6. Контроль за соблюдением запретов и выполнением обязанностей, возложенных судом на поднадзорных граждан. Это может быть ограничение на выезд за пределы региона, невозможность покинуть жилище в ночные часы.
  7. Оказание осужденным помощи в трудоустройстве.
  8. Применение мер поощрения. В соответствии со ст. 57 УИК это может быть благодарность, разрешение выехать за пределы города, досрочная отмена взыскания.
  9. Направление в судебные органы представлений о досрочной отмене санкций, о продлении испытательного срока, об ужесточении мер. Например, по ходатайству инспектора может быть проведена замена на реальное заключение, если его подопечный нарушал предписанный режим.

Дополнительно на уполномоченных сотрудников возлагается обязанность по выяснению причин, способствующих повторному свершению преступлений, нарушению порядка, несоблюдению дисциплины труда. При выявлении отрицательных факторов, работники структуры должны предпринимать меры по их устранению.

Основные права УИИ:

  • вызов подопечных с целью проведения профилактических бесед, выяснения причин несоблюдения режима;
  • посещение поднадзорных по месту проживания либо труда для контроля их поведения, исполнения предписаний, запретов;
  • вынесение постановлений о необходимости явки в УИИ для отметки;
  • подготовка постановлений о приводе лиц, не являющихся в учреждение без уважительных оснований;
  • использование технических средств контроля для наблюдения за гражданами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы.

Исполнительный орган также вправе запрашивать у руководства предприятий, на которых работают правонарушители, документы о проведенной с ними работе, о соблюдении дисциплины, о примененных в их отношении мерах поощрения либо взыскания.

Полномочия УИИ в рамках исполнения конкретных видов наказаний

В зависимости от разновидности карательной меры, возложенной на человека, действия и полномочия инспекторов будут несколько отличаться. При этом начальный этап предусматривает порядок, тождественный для всех ситуаций.

В первую очередь в исполнительную инстанцию поступает приговор, содержащий пояснения относительно установленных судом санкций. После вступления вердикта в силу – спустя 10 дней после оглашения – нарушителю закона следует явиться в учреждение для постановки на учет.

Обращаться необходимо по месту жительства осужденного, а найти актуальный адрес можно на копии приговора. В момент его озвучивания суд также должен предоставить необходимые пояснения, потому как подразделений исполнительного органа в конкретном населенном пункте может быть несколько. Данные их не всегда совпадают.

Так, например, в Московской области функционирует 41 филиал. Соответственно адрес инспекции, например, по Ленинскому району, будет отличаться от контактов учреждения, действующего в Дмитровском районе. Для сравнения – в Москве работает 27 УИИ.

Для поиска сведений стоит посетить официальный сайт ФСИН. Во вкладке «Территориальные органы» потребуется выбрать нужный федеральный округ. Затем, найти необходимую область и перейти на региональный портал инспекции. Здесь можно увидеть адреса, телефоны филиалов по конкретным районам и округам.

Условное наказание

Суть карательной меры заключается в замене реальных санкций на условные. В этом случае суд назначает испытательный срок и определяет перечень ограничений.

Действия инспектора:

  • разъяснение регламента;
  • предупреждение об ответственности в случае нарушения порядка, игнорирования необходимости явки;
  • формирование графика – обычно требуется отмечаться раз в 30 дней, но допускается и изменение интервала.

Инспектор вправе проводить проверку исполнения предписаний путем звонков, визитов домой к подопечному. Также в полномочия входят беседы с соседями, запросы в МВД или получение пояснений от руководства предприятия, на котором работает гражданин.

Обязательные и исправительные работы

Обязательная деятельность в рамках УК – выполнение гражданином дополнительных трудовых обязанностей в период, свободный от основной работы. Характерные черты – безвозмездность и общественная полезность выполняемых действий. Время работ не должно превышать 4 часов в день.

Место реализации санкций определяется инспекцией совместно с органами администрации населенного пункта не чаще 1 раза в год. При постановке на учет осужденному вручается предписание с адресом конкретного учреждения, датой и временем явки.

Контроль производится как путем проверки пребывания гражданина на месте в установленное время, так и посредством отправки запроса в организацию, к которой он прикреплен. Игнорирование возложенных обязанностей может повлечь за собой предупреждение, а в дальнейшем спровоцировать ужесточение санкций. 

Исправительные работы предполагают выполнение трудовых функций в принудительном порядке с вычетом из заработка человека фиксированной суммы (не более 20%). Последняя направляется в госбюджет.

Важно! Наказание в виде исправительных работ отбывается по месту основной деятельности. Также УИИ вправе назначить иную организацию для исполнения карательной меры.

Полномочия инспектора:

  • проверка отчисления в бюджет установленной суммы;
  • ведение учета времени, отработанного подопечным;
  • надзор за соблюдением трудовых прав нарушителя на конкретном предприятии.

Стандартный вариант исправительной деятельности – озеленение территорий, ремонт дворовых площадок, уборка подъездов и придомовых земель.

Ограничение свободы

В этом случае на нарушителя закона налагаются довольно жесткие запреты и ограничения. Контроль поведения таких лиц производится исполнительными органами совместно с полицией.

Распространенная мера проверки – выезд на адреса регистрации осужденных в ночные часы, в дни общественных праздников, выходные. Причем нередко охватывается сразу несколько мест с целью контроля большего количества граждан.

Жалоба на действия инспектора

Действия уполномоченных могут быть обжалованы при наличии оснований.

В их числе:

  • принуждение к труду лиц с заболеваниями (например, инвалидность);
  • проверка гражданина в ночные часы, если судом не установлен запрет покидать в это время жилище;
  • контроль погашения штрафов – надзор входит в полномочия приставов;
  • отказ в приеме заявлений, прошений, ходатайств;
  • разглашение индивидуальных данных.

Жалоба подготавливается от имени нарушителя, отбывающего наказание. Направлять запрос следует в районную прокуратуру.

  • Вопрос:
  • В каком формате следует составлять жалобу и какие сведения стоит включить в ее содержание?
  • Ответ:

Жалоба подготавливается в официально-деловом стиле, без помарок, исправлений и неточностей в информационных данных. Документ включает шапку, в которой указывается адрес прокуратуры, сведения о составителе, вид наказания, номер дела. В основной части подробно и доступно расписывается суть нарушений со ссылкой на нормы закона.

В завершающей части обозначается просьба произвести проверку действий конкретного инспектора (указывается Ф.И.О., адрес инспекции). Дополнительные требования – привлечь виновных к дисциплинарной ответственности, отменить оспариваемые действия. Документ заверяется датой и личной подписью. На рассмотрение жалобы отводится 30 дней.

 

Заключение

УИИ – инстанция, контролирующая процесс исполнения карательных мер, не предусматривающих изоляцию правонарушителя от общества.

В полномочия сотрудников входит проверка поведения осужденных условно, а также лиц, приговоренных к исправительному либо обязательному труду, ограничению свободы, снятию с должности. Деятельность структуры регламентирована ст. 54 УИК РФ.

Бездействие либо неправомерное поведение инспекторов допускается оспорить посредством подачи жалобы в органы районной прокуратуры.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *