Ни у кого не вызывает сомнений, что российский автомобильный рынок в настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис, продолжает развиваться семимильными шагами и по темпам роста продаж новых легковых автомобилей уже вошел в тройку ведущих стран мира.
Однако с ростом продаж новых автомобилей растет и число претензий потребителей, недовольных по тем или иным причинам качеством приобретенных автомобилей.
В одних случаях претензии обоснованны, в других — не очень, но, так или иначе, продавцам, изготовителям, импортерам приходится сталкиваться с потребителями, которые в последнее время все чаще стали пользоваться правами, предоставленными им действующим законодательством о защите прав потребителей, в частности Законом РФ от 7.02. 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Помимо многообразия средств защиты нарушенных прав потребителя, предусмотренных Законом, одним из основных прав, доставляющих наибольшее число проблем продавцам, изготовителям и импортерам, является право потребителя при определенных условиях отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за автомобиль, или потребовать замены автомобиля на новый той же или другой марки (модели, артикула). Причем право выбора одного из требований принадлежит потребителю. Практика такова, что суды общей юрисдикции, к чьей подведомственности относится рассмотрение споров с участием потребителей, в большинстве случаев уже изначально занимают сторону потребителя. Противная сторона (продавец, изготовитель, импортер) в этом случае оказывается в роли оправдывающегося. Нередко уже в ходе судебного разбирательства между потребителем и продавцом (изготовителем, импортером) возникают разногласия относительно того, кто должен доказывать наличие или отсутствие недостатка в товаре, в том числе существенного. При этом суды не всегда занимают единую позицию. Так, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ — каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В то же время абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона предусматривает, что бремя доказывания отсутствия производственного недостатка в товаре, в случае если на товар установлен гарантийный срок, лежит на продавце (изготовителе, импортере).
Таким образом, несмотря на то, что ст. 56 ГПК РФ как норма процессуального права в любом случае подлежит применению в рамках судебного разбирательства, обязанность доказывать не сам факт наличия недостатка, а его эксплуатационный (непроизводственный) характер Закон возлагает именно на продавца (изготовителя, импортера).
Однако это не снимает с потребителя обязанности в ходе судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, а именно доказывать сам факт наличия в товаре недостатка (в том числе существенного).
Какие должны быть основания, чтобы у потребителя появились указанные права на отказ от договора купли-продажи или замену автомобиля на новый?
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае выявления в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В отношении требования о замене автомобиля следует отметить, что в случае, если потребитель, указывая на наличие существенного недостатка в товаре, предъявляет требование не о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, а о его замене на товар этой же марки (модели, артикула), суд может обратить внимание на то, что удовлетворение такого требования потребителя возможно только в случае, если аналогичный товар не снят с производства и продолжает выпускаться и поставляться на российский рынок. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона и ст. 503 ГК РФ требование. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара
-нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Таким образом, из толкования закона можно сделать вывод, что до истечения 15 дней с даты приобретения автомобиля потребитель вправе вернуть товар продавцу или потребовать заменить его на новый вне зависимости от того, насколько существенными являются его недостатки.
То есть формально, даже при обнаружении неработающей лампы подсветки номерного знака, потребитель вправе предъявить указанные требования.
Что следует понимать под существенным недостатком товара?
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Понятие существенного недостатка товара раскрывается не только в Законе, но и дублируется в ГК РФ. Пункт 3 ст.
503 ГК РФ предусматривает, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475).
Понятие несоразмерности расходов также является в значительной степени абстрактным, так как ни в одном нормативном правовом акте мы не найдем так называемую точку отсечения, свыше какой суммы или свыше какой величины процента от стоимости автомобиля расходы становятся несоразмерными.
Единственным исключением может являться документ, хотя и не являющийся нормативным актом, но применяющийся экспертами-техниками в отдельных случаях, а именно Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС», утв. Минюстом России 15 декабря 2000 г.
Несоразмерность затрат времени на устранение недостатка является абсолютно субъективным понятием. Определение несоразмерности полностью отдано законодателем на усмотрение суда.
Говоря о несоразмерных затратах времени на устранение недостатка, важно исходить из временных показателей, установленных заводом-изготовителем в регламенте для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей соответствующей марки и модели.
Возникает вопрос о наличии запасных частей, необходимых для устранения недостатка. В случае с отечественными автомобилями проблем, как правило, не возникает.
А при необходимости устранения недостатка в автомобиле иностранного производства зачастую возникает проблема отсутствия необходимых деталей на складе дилерского предприятия, так как на практике невозможно постоянно поддерживать в наличии весь ассортимент запасных частей. Как следствие, отсутствующие детали приходится заказывать и ждать их поставки.
При этом законодатель не уточняет, что подразумевается под понятием «затраты времени на устранение недостатка» — только фактические работы по устранению недостатка или весь период времени с момента обращения потребителя с претензией до решения проблемы?
Некоторые суды не учитывают для исчисления срока устранения недостатка срок ожидания поставки запасных частей, другие — наоборот. Немаловажно обращать внимание судов на характер недостатка, а именно на его влияние, на возможность эксплуатации автомобиля.
Речь идет о том, что если характер недостатка автомобиля не препятствует его нормальной эксплуатации (например, дефект лакокрасочного покрытия и др.
), то даже в случае значительно времени ожидания поставки запасных частей для ремонта или ожидания в очереди на ремонт (что не является редкостью в наше время, особенно в отношении наиболее популярных так называемых бюджетных моделей), потребитель не лишается возможности использовать свой автомобиль по прямому назначению, следовательно, несоразмерные затраты времени, даже в случае их наличия, не ущемляют права потребителя. Неоднократность возникновения недостатка, а также выявление недостатка вновь после его устранения являются ключевыми базовыми признаками для квалификации недостатка как существенного. Не вполне понятен смысл разделения этих признаков, так как оба они, по сути, означают одно и то же — выявление недостатка той же детали, которая ранее подвергалась ремонту или замене, во второй раз. На первый взгляд, здесь все предельно просто. Если недостаток одной и той же детали автомобиля устранялся и возник вновь после его устранения, то есть все основания говорить о существенном недостатке. При этом формально достаточно будет уже второго случая проявления недостатка, и нет необходимости дожидаться последующих прецедентов. Однако здесь необходимо обращать внимание на два важных аспекта. Во-первых — сам факт неоднократности возникновения одного и того же недостатка не должен автоматически означать его существенность и являться основанием для предъявления потребителем соответствующих требований. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Даже если недостаток, возникший впервые, был признан производственным, то было бы неправильно и повторный недостаток автоматически признавать таковым и полностью исключать, что он мог быть вызван ненадлежащей эксплуатацией автомобиля потребителем или иными причинами, не связанными с производственными. Во-вторых — нередко сами потребители, не разбираясь в сущности вопроса, неправильно оценивают суть понятия «неоднократность». Примером тому является дефект лакокрасочного покрытия (ЛКП) отдельных деталей кузова автомобиля. Представим, что под воздействием окружающей среды и иных факторов на отдельных деталях кузова постепенно начинают проявляться дефекты. Потребитель, обнаружив дефект, например, на капоте, а затем через некоторое время на каждом из крыльев, спешит заявить о неоднократности возникновения недостатка и требует заменить ему автомобиль на новый или вернуть уплаченную за него сумму по причине наличия существенного недостатка. Однако данная позиция не имеет под собой законного основания: говоря о неоднократности возникновения недостатка, законодатель закладывал совершенно другой смысл. Выявление дефекта ЛКП на различных деталях кузова автомобиля нельзя признавать неоднократным, так как на каждой из деталей в отдельности недостаток возник только единожды. Таким образом, о неоднократности можно вести речь только в случае выявления недостатка на той же детали вновь после его устранения.
Отдельные аспекты судебной автотехнической экспертизы как средства доказывания наличия существенного недостатка в товаре
При рассмотрении исковых заявлений о защите прав потребителей, основанием которых являются те или иные недостатки автомобиля, в большинстве случаев судами для установления причин возникновения недостатка (производственный или эксплуатационный) назначается проведение судебной автотехнической экспертизы.
При этом перед экспертами зачастую, помимо чисто технических вопросов, относящихся к их компетенции, судами ставится вопрос: является ли тот или иной недостаток автомобиля существенным? Несмотря на то что, по нашему мнению, существенность недостатка является исключительно правовой категорией и технические специалисты не уполномочены давать подобные комментарии, в заключениях экспертов в некоторых случаях все же встречаются оценочные суждения о том, какой характер носит недостаток автомобиля.При этом, отвечая на этот вопрос, эксперты, как правило, ссылаются на Методическое руководство для экспертов «Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС».
Методическое руководство в разд. 3.3 «Экономические и автотовароведческие термины», ссылаясь, с одной стороны, на определение понятия «существенный недостаток», приведенное в Законе, устанавливает и иные признаки, позволяющие считать дефект агрегата (узла) транспортного средства существенным, к которым, в частности, относит:
- — снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия
- -неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией
- — дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:
- — выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке
— выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.
Такие признаки, как «неустранимый дефект базовой детали изделия» и «дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения», в сущности повторяют критерии существенного недостатка товара, указанные в Законе.
Иные признаки, такие как «снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия», «дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия» и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия «существенный недостаток», установленного Законом.
Таким образом, возникает ситуация, когда нормы федерального закона дополняются (уточняются) документом, не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.
Сам факт наличия какого-либо из указанных в Методическом руководстве критериев без соотнесения его с признаками существенного недостатка, установленными Законом, не может являться основанием для признания судом того или иного дефекта существенным.
Указанные признаки существенного недостатка товара должны использоваться экспертами исключительно в технических целях и не должны приниматься судами для расширительного толкования исключительно правового понятия «существенный недостаток», используемого в Законе.
Единственным нормативно-правовым актом, подлежащим применению в данном случае и содержащим определение понятия «существенный недостаток», является Закон РФ «О защите прав потребителей».
Очевидно, что данное Методическое руководство носит сугубо технический характер и не является нормативно-правовым актом.
Следовательно, выводы в отношении существенности недостатка, сделанные экспертами на основании данного руководства, не должны рассматриваться судом в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу.
Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений Закона и руководствуясь выводами экспертов исключительно по техническим вопросам.
При проведении судебных автотехнических экспертиз, в обоснование сделанных выводов, эксперты ссылаются на различные технические документы, в частности государственные стандарты. В настоящее время общим нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, является Федеральный закон от 27.12. 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Таким образом, если технический регламент в определенной сфере (например, требования к лакокрасочным покрытиям) еще не разработан и не вступил в законную силу, а соответствующий государственный стандарт не отвечает целям, поименованным в п. 1 ст. 46 Федерального закона, то такой государственный стандарт носит исключительно рекомендательный характер, не подлежит обязательному применению и не должен применяться судами при рассмотрении дел.
Права потребителя: гарантийный ремонт автомобиля, сроки ремонта автомобиля по закону по КАСКО и ОСАГО | Роскачество
Большинство предпочитает не ремонтировать автомобиль самостоятельно, а отдавать его в специальный сервис для устранения всех неисправностей. Как и в случае с любой услугой, клиент может остаться недоволен работой. Да и многие слышали истории, как обманывают в автосервисах. Каким образом защитить свои права и подстраховаться от неприятностей? Рассказываем в этой статье.
Какую информацию должен предоставить автосервис?
Потребителю-владельцу автомобиля автосервис еще до того, как взять автомобиль в ремонт, обязан:
- Подробно рассказать о тех работах, которые планируются.
- На сертифицируемые работы должны предоставить сертификат соответствия.
- Назвать корректные цены на услуги и запчасти, если они приобретаются в автосервисе.
- Озвучить сроки работы, а также гарантийное время на них и запчасти, которые при этом используются.
- Представить конкретного исполнителя, который выполняет работы.
На что обратить внимание при заключении договора
После обсуждения деталей клиент может потребовать, чтобы с ним заключили предварительный договор. В нем должны быть указаны юридический адрес и название компании.
Чаще всего это договор типа «заказ-наряд», но он может быть и в произвольной форме. Обратите внимание на то, что должно быть указано в договоре:
- дата приема заказа,
- сроки его исполнения,
- перечень оказываемых услуг и запасных частей и расходных материалов,
- цена каждой услуги
- общая стоимость работ,
- порядок оплаты, марка,
- модель и номер машины,
- номера основных агрегатов,
- примерная стоимость сдаваемой в ремонт машины
Договор составляется как минимум в двух экземплярах. Его должно подписать ответственное лицо со стороны автосервиса и заверить печатью. Один экземпляр остается у заказчика.
Предоставление акта
К договору прикрепляется специальный акт, в котором описываются видимые внешние повреждения авто, его комплектность. Это нужно для того, чтобы в случае конфликтной ситуации было понятно, появились какие-то повреждения на авто в результате действия сотрудников автосервиса, или были изначально. Такой акт – дополнительная страховка для владельца.
Гарантийный ремонт автомобиля: права потребителя
В Законе «О защите прав потребителей» указывается, что производитель должен обеспечивать исправную работу автомобиля на протяжении всего гарантийного срока. Срок гарантийного ремонта автомобиля указывается в договоре, который оформляется при покупке. В сервисной книжке указывается, что именно подлежит ремонту в случае неисправности в течение гарантийного срока.
Важно! Расходные детали и материалы не входят в гарантийный перечень. К ним относятся различные жидкости, фильтры, свечи зажигания, предохранители, тормозные колодки, лампочки.
Срок гарантийного ремонта автомобиля
В течение какого же периода времени автомобиль обязаны починить по гарантии? Сроки гарантийного ремонта:
- ремонт должен быть закончен в срок, установленный законом, если собственник и исполнитель не заключили договор с указанием иного временного периода;
- ремонт может длиться до 45 суток.
- Гарантия на ремонт автомобиля определяется производителем.
- Отсутствие деталей, на которое часто ссылаются ремонтники, не является основанием для увеличения срока ремонта, так как своевременный их заказ – задача обслуживающей организации.
- Законный отказ от гарантийного ремонта может быть только один – если экспертиза выявит, что неисправность возникла в результате неверной эксплуатации автомобиля, и владелец, по сути, сам виноват в ее возникновении.
Оказание услуг ненадлежащего качества. Что делать, если автосервис некачественно выполнил ремонт
Если вы недовольны результатом работы автосервиса, первым делом стоит подготовить претензию.
Составление претензии
Составить ее необходимо в двух экземплярах, один останется у вас. Проследите, чтобы на обеих копиях поставили подпись и печать – это свидетельство того, что их претензию приняли в работу.
В претензии вы можете указать, какую компенсацию хотите:
- Устранение недостатков без дополнительной оплаты.
- Уменьшение цены за работы.
- Выполнение работы по устранению возникших недостатков без дополнительной оплаты.
- Компенсация за то, что вы устраняете недостатки своими силами.
Для проверки, в чем истинная причина недостатков, автосервис может провести экспертизу.
Экспертиза производится за счет автосервиса. Вы можете присутствовать при ней, чтобы убедиться в ее справедливости.
Однако если окажется, что недостатки не связаны с работой сотрудника автосервиса и связаны с тем, как вы эксплуатировали автомобиль, вам придется заплатить за экспертизу.
Исковое заявление в суд
Если на вашу претензию не реагируют или вы недовольны результатом экспертизы, можно обратиться в суд. Вам потребуются договор, все чеки, а также фото- и видеосвидетельства, которые подтвердят вашу правоту.
- Вы можете дополнительно потребовать выплату неустойки и компенсацию морального вреда.
- Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
- При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Является ли аннулирование госрегистрации автомобиля существенным недостатком в понимании п. 2 ст. 475 ГК РФ?
Заголовок сформулирован кратко, поэтому хочу добавить, что, по моему мнению, недостатком ТС является не аннулирование госрегистрации, а его основание — отсутствие у транспортного средства документа, удостоверяющего соответствие ТС требованиям ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (но это уточнение, вроде как, не важно в настоящем деле).
Фабула: поставщиком в июле 2017 передан грузовой автомобиль. Автомобиль принят покупателем без замечаний. Использовался. Отношения предпринимательские.
В апреле 2018 госрегистрация автомобиля аннулирована в связи с отменой ОТТС.
Решением суда по делу об оспаривании постановления ГИБДД об аннулировании госрегистрации аннулирование госрегистрации автомобиля признано законным.
В связи с указанным, покупатель отказался от договора и обратился в суд за взысканием денег, уплаченных за некачественный товар. Основание иска — невозможность использования автомобиля без госрегистрации, п. 2 ст. 475 ГК.
В процессе рассмотрения дела выяснилось, что покупатель использует автомобиль на закрытой территории (нефтяное месторождение) по настоящее время — зарабатывает деньги. Отсутствие госрегистрации не препятствует ему в использовании автомобиля на закрытой территории.
Но при этом законом запрещено использовать ТС без госрегистрации и установлена обязанность собственника зарегистрировать ТС в установленном порядке (ст. 5, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ).
Возникают вопросы:
— имеют ли значение условия использования товара при применении п. 2 ст.
475 ГК РФ (закрытая территория, например), а также возможность фактического использования товара при юридическом запрете? – Из нашей ситуации можно сделать вывод, что покупатель получил то, на что рассчитывал: покупая грузовой автомобиль для коммерческого использования – использует его по назначению по настоящее время.
— либо факт использования не заблокирует применение п. 2 ст.
475 ГК, но даст возможность поставщику взыскать/зачесть утрату товарной стоимости ТС при возврате покупателю денег за некачественный товар? (всё таки функция ГП компенсаторная — покупатель всё это время зарабатывал на этом автомобиле) (практика от суда к суду противоположная: за, против, против) Редакция от 20.08.2020 — вопрос, более-менее, урегулирован определением ВС РФ по делу № А76-4808/2019.
— либо условия использования товара вообще не будут иметь никакого значения?
— а может с учетом сложившихся обстоятельств стоит говорить о некой квазиаренде (квазилизинг), которую должен выплатить покупатель продавцу?
Может быть справидливо и расторгнуть договор, но с учетом обстоятельств определить, что всё остается как есть (товар у покупателя, деньги — у продавца). Как мера ответственности продавцу — назначить компенсацию покупателю?
Уважаемые коллеги, прошу помощи!
Недостатки ЛКП // ИООО "Главная дорога" — Иркутск
В случае возникновения недостатков лакокрасочного покрытия гарантийного автомобиля потребитель вправе требовать их бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения цены автомобиля (скидки) на стоимость ремонта.
Указанные недостатки обычно не являются существенными и не дают права требовать замены автомобиля или возврата уплаченных за него денежных средств. Однако, если такие недостатки уже устранялись и проявились повторно, они являются существенными. В этом случае уже можно не только требовать их ремонта, но и замены на новый автомобиль или возврата уплаченных за него денег.
Важно понимать, что заявить можно только одно требование; часто потребители делают ошибку: соглашаются на ремонт, а потом требуют замены автомобиля (возврата денег) – такое требование не правомерно. Правильно зафиксировать наличие недостатка и его производственный характер, а потом не устраняя его по гарантии, требовать возврата денег или замены автомобиля.
Заявить такое требование можно и по окончании гарантии, главное, чтобы сам недостаток был обнаружен в течение гарантийного срока (чему нужно веские доказательства). Требовать возврата денег или замены авто можно как у продавца, так и у изготовителя (импортера) автомобиля.
Такое требование должно быть удовлетворено добровольно в течение десяти дней, в случае просрочки начисляется неустойка 1% в день от стоимости автомобиля.
Рекомендуется в случае обнаружения любых не связанных с эксплуатацией автомобиля недостатков лакокрасочного покрытия (включая коррозию) требовать их устранения по гарантии
При этом важно получить в итоге документы, в которых будет четко описан недостаток и дата его устранения. Очень часто недостатки ЛКП проявляются повторно, в этом случае требуйте уже не ремонта, а замены автомобиля или возврата денег. Если ваше требование не выполнили в течение десяти дней или вам отказали, можноплатно отремонтировать данный недостаток и обращаться в суд.
Второй эффективный стратегией будет потребовать от продавца предоставить скидку на автомобиль в размере стоимости их ремонта
Достаточно получить в официальной сервисной организации калькуляцию на покраску автомобиля и потребовать у продавца указанную сумму.
Если ваше требование удовлетворят, не делайте платный ремонт, а обратитесь в другой официальный автосервис где сначала потребуйте бесплатного ремонта по гарантии, если откажут – оплатите.
Если же продавец откажет вам в запрошенной скидке или проигнорирует вашу просьбу, начиная с одиннадцатого дня он должен вам заплатить неустойку в размере 1% в день от стоимости автомобиля.
Даже по окончании гарантии у автовладельца есть определенные права в случае обнаружения недостатков ЛКП.
Если существенные недостатки обнаружены в период между датой окончания гарантийного срока и датой окончания срока службы автомобиля, автовладелец вправе требовать у изготовителя или импортера автомобиля их бесплатного устранения, а если тот этого не сделает в течение двадцати дней, то вправе требовать замены на новый автомобиль или возврата уплаченных денежных средств. Как правило, недостатки ЛКП признаются существенными только в случае их проявления повторно после устранения. Если в течение гарантии автомобиль перекрашивали по гарантии, а по окончании гарантии в пределах срока службы этот же недостаток в этом же месте проявился повторно – это существенный недостаток. Аналогично, если уже по окончании гарантии машину платно красили в связи с проявлением неэксплуатационного недостатка, а потом в пределах срока службы этот же недостаток проявился в этом же месте повторно – он является существенным (сложным здесь будет доказать то, что недостаток оба раза был не эксплуатационным).
Однако, если неэксплуатационный недостаток является неустранимым, то у изготовителя (импортера) автомобиля можно сразу требовать его замены или возврата денег.
Важно понимать, что в пределах гарантийного срока продавец (изготовитель, импортер, официальный автосервис) отвечает за любые недостатки автомобиля, если только не сможет доказать независимой экспертизой, что эти недостатки возникли по вине владельца автомобиля.
После окончания гарантийного срока ситуация меняется – теперь уже потребитель должен доказать изготовителю (импортеру) что обнаруженный в автомобиле недостаток является существенным или неустранимым.
Делается это либо заключением или диагностикой официального сервиса, либо независимой экспертизой.
Если при обращении в официальный автосервис он отказывает вам в бесплатном ремонте недостатков ЛКП (включая коррозию), письменно зафиксируйте дату и факт обращения с требованием устранить недостаток, потребуйте проверки качества, если и после нее вам отказывают, а вы уверены что вашей вины в этом недостатке нет, письменно заявите свое несогласие во всех экземплярах документов по выдаче вам автомобиля обратно и в книге жалоб и предложений. В этом случае автосервис обязан провести независимую экспертизу за свой счет и только если экспертиза также подтвердит возникновение недостатка по эксплуатационным причинам, вам вправе отказать в ремонте по гарантии. Если же экспертизу не сделали – радуйтесь: вы вытянули счастливый лотерейный билет. В этом случае имеет место незаконный отказ в гарантийном ремонте, что влечет за собой нарушение сроков гарантийного ремонта, а это является самостоятельным основанием для требования о замене автомобиля или уплаченных за него денежных средств. Если вашим договором с автосервисом установлен максимальный срок ремонта (не более 45 дней), то дождитесь его окончания и заявляйте требование о замене или возврате денег. Если такой срок не установлен, достаточно подождать десять дней.
Примечательно, что вы можете после отказа в гарантийном ремонте и выжидания нужного срока платно устранить данный недостаток, тем самым лишите ответчика возможности провести судебную экспертизу и доказать, что недостаток все-таки был эксплуатационный. Стоимость ремонта при этом суд вам вернет.
Гарантийный ремонт не рекомендуется делать у продавца. В любом официальном автосервисе, только не у продавца.
При сдаче в ремонт внимательно читайте все документы, в которых вам предлагают расписаться – ищите текст о сроках гарантийного ремонта – если найдете, смело вычеркивайте и пишите рядом: «с данным сроком не согласен.
гарантийный ремонт требую провести в сроки, установленные статьей 20 Закона «О защите прав потребителей» и ставьте свою подпись. Помните, что вам не вправе навязывать сроки устранения недостатка, которые не в ваших интересах.
Рекомендуется обращаться не к официальным дилерам, а непосредственно к изготовителю автомобиля (если он российского производства) или к импортеру (если иностранного). Данные о них можно получить в ПТС автомобиля.
Такое требование нужно отправить ценным письмом с описью вложения почтой, указав в описи “Требование о безвозмездном устранении недостатка автомобиля МАРКА МОДЕЛЬ ГОД ВЫПУСКА VIN НОМЕР”. После этого ваш адресат свяжется с вами телеграммой или письмом и предложит предоставить автомобиль на СТО одного из своих дилеров. Требуйте, ссылаясь на п. 7 ст.
18 Закона «О защите прав потребителей», чтобы автомобиль доставили на эвакуаторе и за их счет. Сдавая автомобиль водителю эвакуатора или в сервис опишите все его видимые повреждения.
Если вы приедете в СТО сами с автомобилем, то вам предложат оформить заказ-наряд – не соглашайтесь, говорите что вы здесь только потому что вас сюда попросил предоставить автомобиль изготовитель (импортер), что вы обратились с требованием ремонта к нему и кроме него ни с кем в отношения вступать не желаете.
Желательно, чтобы единственный документ, который вы подпишите, был бы “акт приема-передачи автомобиля”, в котором нужно указать причину передачи автомобиля (по требованию изготовителя для устранения такого-то недостатка). Ни в коем случае не подписывайте какие либо документы, в которых есть указание на сроки ремонта. Единственное с чем можно соглашаться, это когда написано “дата окончания ремонта ДД.ММ.ГГГГ” и эта дата отстоит от даты сдачи автомобиля на несколько дней.
Сами по себе недостатки ЛКП не являются существенными и не дают права требовать замены автомобиля или возврата денежных средств, однако если эти недостатки устраняются с нарушением установленных законом сроков, то это является самостоятельным основанием для требования о замене автомобиля или возврате денег.
Если у вас с автосервисом имеется соглашение о том, что недостатки устраняются в течение 45 дней, дождитесь превышения этого срока.
Если такого соглашения нет, дождитесь окончания ремонта, получите документ с указанием количества нормо-часов, потраченных на его ремонт, если это количество будет меньше времени, которое автомобиль находился в ремонте – вы можете смело требовать выплату неустойки.
Для того, чтобы требовать замены или возврата автомобиля при получении автомобиля из ремонта важно во всех документах написать “В связи с просрочкой гарантийного ремонта я утратил интерес в его результатах. Результат ремонта принимать отказываюсь, автомобиль забираю для его возврата продавцу (изготовителю, импортеру)”.
При этом любые фразы типа “Работы принял, претензий по качеству и срокам не имею” нужно вычеркнуть и написать рядом от руки противоположные по смыслу (“Работы не принял, имею претензии по срокам, по качеству работы не принимал, поскольку из-за просрочки утратил в них интерес”).
Можно ли вернуть автомобиль в автосалон если не знал, что он ранее ремонтировался и перекрашивался?
Приобрел в автосалоне автомобиль. Впоследствии обнаружил, что машина подвергалась ремонту, перекрашивалась, о чем в известность потребителя не поставили. Могу ли требовать расторжения договора купли-продажи автомобиля или замены автомобиля на аналогичный (только новый)?
- Ответ:
- Согласно статье 12 закона о защите прав потребителей, продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
- Такая ответственность предусмотрена нормами статьи 18 закона о защите прав потребителей.
- Напомним, что автомобиль является технически сложным товаром.
- Это означает, что по истечении 15 дней с момента принятия товара, требовать расторжения договора купли-продажи или замены автомобиля потребитель вправе только в случае:
- обнаружения существенного недостатка товара;
- нарушение сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (ст. 18 закона).
Проблема состоит в том, что суд, рассматривая дело по иску потребителя о возврате денежных средств за автомобиль или замене автомобиля на новый может рассудить следующим образом: перекраска автомобиля или замена некоторых деталей не влияет на технические характеристики транспортного средства, которое может вполне себе эксплуатироваться без опасности для жизни и здоровья потребителя, а потому, требования о замене или расторжении договора в отношении технически сложного товара не может быть удовлетворено.
Вместе с тем, следует учитывать, что бремя доказывания факта отсутствия в проданном автомобиле существенных недостатков лежит на продавце, а не потребителе (покупателе).
Это означает, что именно продавец должен представить в суд доказательства того, что произведенный ремонт, в том числе покраска кузова автомобиля произведены с соблюдением обязательных норм и регламентов и не влияют на эксплуатационные характеристики автомобиля. В обратном случае, недостатки должны быть квалифицированы судом как существенные.
Пример из судебной практики
Так, например, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в автомобиле истца отсутствуют существенные недостатки, поскольку проведение кузовного ремонта автомобиля не является недостатком данного автомобиля, не влияет на его эксплуатационные характеристики, каким-либо образом не искажает внешний товарный вид транспортного средства, иных доказательств наличия существенного недостатка в автомобиле не представлено.
Однако отменяя судебные акты, Верховный Суд РФ пришел к обратному выводу, указав следующее.
Разрешая спор, суд установил, что условиями договора купли-продажи автомобиля допустимое количество слоев лакокрасочного покрытия и их толщина не установлены.
При этом суд счел, что проведение кузовного ремонта и различная толщина лакокрасочного покрытия кузова автомобиля влияют на его эксплуатационные характеристики, однако пришел к выводу, что данные обстоятельства не является существенными для того, чтобы заменить автомобиль на аналогичный. Данные выводы суда не мотивированны и не подтверждаются материалами дела (Определение ВС РФ N 45-В11-10).
В Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.
2012 года, куда вошло извлечение из вышеприведенного определения ВС РФ, указывалось, что в споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара продавец доказывает факт отсутствия в товаре недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине.
Из заключения экспертизы, проведенной на основании определения суда первой инстанции экспертным учреждением, суд установил, что имело место ремонтное перекрашивание кузова принадлежащего истцу автомобиля.
Доказательства того, что работы по перекрашиванию кузова автомобиля были произведены заводом-изготовителем в процессе изготовления автомобиля, в связи с чем их нельзя было отнести к ремонтным работам, предоставлять информацию о которых продавца обязывают положения пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в материалах дела отсутствуют.
Указано, что нельзя согласиться с выводом суда о том, что право истца на достоверную информацию о проведении кузовного ремонта автомобиля не было нарушено, поскольку сведений о повреждении автомобиля при перевозке и проведении кузовного ремонта в период предпродажной подготовки у ответчика не имелось. Такое основание для освобождения от ответственности за непредоставление информации о ремонтных работах, как отсутствие данной информации у продавца, Законом не предусмотрено.
Рекомендуемые публикации:
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018) содержится ряд правовых позиций относительно споров, возникающих в связи с приобретением потребителем транспортного средства (автомобиля) с недостатками и расторжением договора купли-продажи:
- Выявление любых недостатков в автомобиле в течении 15-дней – основание для расторжения договора купли-продажи (п. 5 Обзора);
- Расторжение договора купли-продажи автомобиля возможно при невозможности пользоваться автомобилем более 30 дней в течении года из-за неоднократных ремонтов, устраняющих разные недостатки (п. 6 Обзора);
- Расторжение договора купли-продажи автомобиля в случае, если существенный недостаток выявлен по истечении двух лет со дня передачи и истечении гарантийного срока (п. 7 Обзора);
- Отказ от договора купли-продажи автомобиля с недостатками, обнаруженными в течении гарантийного срока. Доказывать наличие оснований освобождения от ответственности обязан продавец автомобиля (изготовитель, импортер) (п. 8 Обзора);
- Неустойка и штраф при возврате некачественного автомобиля исчисляется с учетом стоимости дополнительного оборудования, установленного по заказу потребителя (п. 10 Обзора).
Возврат автомобиля с существенными недостатками и взыскание его стоимости (в течении гарантийного срока периодически выходят из строя те или иные детали.. Каждый раз ломается что-то новое, потом недостаток устраняется и продавец считает, что в такой ситуации отсутствуют существенные недостатки товара (автомобиля).
Взыскание стоимости устранения недостатков строительных работ покупателем квартиры — потребителем (в том случае, если покупатель квартиры – потребитель выявил недостатки приобретенной квартиры, он имеет право предъявить требования, предусмотренные законом «О защите прав потребителей», в том числе требование о взыскании стоимости устранения недостатков).